Мужчина умер и воскрес 418 раз
Четкое взаимодействие и профессионализм врачей на каждом этапе оказания медицинской помощи позволили 53-летнему мужчине обрести надежду на полноценную жизнь. В середине июля в отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи (санавиации) Пермской краевой клинической больницы (ПККБ) обратились врачи Верещагинской ЦРБ: к ним был доставлен пациент в критическом состоянии после очередного приступа срыва сердечного ритма. Реаниматологи санавиации дали рекомендации по ведению пациента, а уже на следующий день в округ выехал аритмолог с оборудованием для тестирования имплантированного пациенту кардиовертера-дефибриллятора: специального устройства, предназначенного для лечения желудочковой тахикардии и фибрилляции желудочков аритмий, которые приводят к внезапной сердечной смерти. Аппарат мониторирует сердечный ритм и при необходимости доставляет электрический разряд для восстановления ритма сердца.
В 2019 году мужчина перенес обширный инфаркт, образовавшийся рубец со временем привел к развитию тяжелой формы аритмии, что и потребовало имплантации дефибриллятора в марте этого года. Устройство рассчитано на 5 лет работы, затем оно меняется на новое. Но тестируя его в реанимации Верещагинской больницы, выяснилось, что заряд батареи исчерпан. Всего за 4 месяца был полностью израсходован его ресурс! Учитывая, что аппарат уже не работал, каждый новый приступ желудочковой тахикардии мог закончиться фатально, поскольку в этот момент гемодинамические показатели снижались до критических. Я согласовал с коллегами из санавиации срочный перевод пациента в Пермь, - рассказал заведующий отделением сложных нарушений ритма сердца Кардиодиспансера Сергей Кучеренко.
С помощью специального программатора была снята информация о работе устройства. Каково же было удивление специалистов, когда оказалось, что за последнее время у пациента произошло 3,5 тысячи приступов и дефибриллятор сработал 418 раз! Бригаде реаниматологов санавиации, приехавшей в Верещагино через несколько часов после вызова, предстояла непростая задача по стабилизации тяжелого пациента и безопасной его транспортировке в Кардиодиспансер.
Прежде всего мы должны исключить во время эвакуации риски развития опасных для жизни пациента осложнений и предотвратить ухудшение состояния, включая внезапную смерть. Несколько часов потребовалось для того, чтобы стабилизировать его состояние. После чего доставили мужчину в реанимационное отделение Кардиодиспансера и передали коллегам профильного учреждения без отрицательной динамики во время транспортировки, - рассказал о случае заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи (санавиации) Пермской краевой клинической больницы (ПККБ) Алексей Степанов.
Уже на следующий день пациенту была выполнена операция по замене вышедшего из строя кардиовертера-дефибриллятора. Несколько дней потребовалось для подготовки ко второму этапу лечения операции. Пациенту была проведена полная диагностика, консультации с узкими специалистами, тщательная оценка состояния всех органов и систем организма. По словам врачей, единственным способом спасти пациенту жизнь является радиочастотная абляция (РЧА) метод разрушения высокочастотным электрическим током очагов аритмии. Методика РЧА желудочковой тахикардии признана сложнейшим видом кардиохирургического лечения. Наибольший опыт её использования накоплен в НМИЦ им. Мешалкина (Новосибирск) и НМИЦ им. Алмазова (Санкт-Петербург). Транспортировать пациента было невозможно, поэтому в Пермь из Новосибирска был приглашен Виталий Шабанов врач, на счету которого самое большое количество успешно проведенных РЧА желудочковой тахикардии. Сложнейшее вмешательство потребовало тщательной подготовки всей операционной бригады, включая нюансы анестезиологического ведения пациента. Операцию совместно выполнили новосибирский эксперт и заведующий отделением сложных нарушений ритма сердца Кардиодиспансера Сергей Кучеренко.
Это самый сложный и опасный вид аритмии: желудочковую тахикардию называют электрическим штормом - сердце начинает судорожно сокращаться, в этот момент систолическое давление падает до 30-50 единиц. В последний месяц у пациента число приступов стало достигать 10 в день, каждый из них мог закончиться фатально, фракция выброса при норме 60-70% снизилась до 27%, что тоже является провоцирующим фактором аритмии. Единственный способ его спасти РЧА, с помощью которой постинфарктный рубец преобразуется в однородную ткань, где больше не будут образовываться патологические очаги, - рассказал об операции завотделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца НМИЦ им. Мешалкина Виталий Шабанов.
Операция длилась около 5 часов. Её исход мог быть любым. Хирурги филигранно выполнили технически сложные манипуляции. По данным специалистов, эффективность лечения можно оценить спустя несколько месяцев после адаптации пациента к новому состоянию его организма. Однако качество выполненной абляции проверяется прямо на операционном столе: искусственно провоцируется аритмия если ответа нет, значит все очаги успешно купированы. Через день пациент из реанимации был переведен в общую палату.
Перед операцией обо всех рисках были предупреждены и мужчина, и его супруга. Обычная рабочая семья, двое детей. О том, что пережил за последнее время, Ярослав рассказывает с содроганием, до мельчайших деталей помнит нюансы заболевания. Не меньше переживаний перенесли и его близкие, видя, как Ярослава бьет изнутри электрическим разрядом. Первые приступы срыва ритма сердца начались вскоре после инфаркта. А два года назад заболевание усугубилось. При этом мужчина следовал рекомендациям врачей, принимал препараты. Но желудочковая тахикардия не поддается медикаментозному лечению. В прошлом году он уже попал в поле зрения специалистов Кардиодиспансера. Консультации, наблюдение, установка дефибриллятора. И через несколько дней первый удар.
Это больно, иногда до потери сознания. Я дальше 10 метров от дома отойти не мог. Скорую вызывали едва ли не каждый день. Но мне сказали, что это особенности заболевания и я терпел. Но когда тебя бьет током по несколько раз в день, ломаются душа и психика. Потом я услышал характерный звук, который издает дефибриллятор, сигнализируя, что разрядился, а приступы то продолжаются. Затем снова скорая, верещагинская реанимация, осмотр Сергеем Викторовичем Кучеренко. После его визита сообщили, что санавиация меня перевезет в Кардиодиспансер.
Какой титанический труд у медицинского персонала! С каким вниманием и профессионализмом относятся медсестры в реанимации, в отделении, постоянно заходили и со мной занимались врачи реаниматологи, хирурги, кардиологи. Вплоть до того, что подушечку удобную под голову на операционном столе положили. Это так неожиданно, но в то же время дает силы и вселяет надежду, что теперь ты не один со своим заболеванием. В какой-то момент после серии ударов я был готов на все, как говорится, не ради лечения, а ради науки. Поэтому на операцию согласился с легким сердцем и доверием. Сразу после операции я прямо почувствовал, что мне стало значительно лучше. Понимаю, что впереди еще предстоит научиться жить в новом для себя режиме, но главное жить!, - рассказал Ярослав.
По словам специалистов, это крайне тяжелые пациенты, они находятся в группе риска и требуют постоянного динамического наблюдения и имплантированного кардиовертера-дефибриллятора.
Желудочковая тахикардия коварное заболевание, требующее комплексного подхода к лечению. В данный момент лечащий кардиолог-аритмолог Анастасия Бакулина подбирает терапию и настраивает режим дефибриллятора, который будет варьировать частоту сердечного ритма без необходимости выдачи электрического разряда. Все показатели состояния здоровья мужчины уже приведены в норму он активизирован и самостоятелен. Мы должны его выписать в компенсированном состоянии, чтобы он мог больше не бояться за свою жизнь. Пациент будет ежемесячно к нам приезжать для контрольных исследований и консультаций, - подытожил Сергей Кучеренко.
Случай, безусловно, сложный, потребовавший четкого плана действий на каждом этапе лечения. Задача нашей клиники - привлечь все необходимые ресурсы, чтобы высокотехнологичная помощь, включая интеллектуальный потенциал экспертов нашей страны, была доступна тяжелому пациенту, который в этом нуждается. Так было и в этот раз, когда стало понятно, что только такой подход позволит нам помочь достаточно молодому, работоспособному мужчине, заболевание которого фактически остановило его жизнь. Поэтому мы продолжим обучение наших специалистов освоению и внедрению сложных и технологичных вмешательств при самой тяжелой, жизнеугрожающей патологии. Это позволит не перенаправлять пациентов в ведущие клиники страны в других регионах, а сделать эту помощь доступной здесь, - подытожил главный врач Кардиодиспансера к.м.н. Кирилл Прохоров.
На этой неделе пациент был выписан и вместе с родственниками отправился домой в Верещагино.
Добавить комментарий